Действующая до недавнего времени редакция статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривала необходимость и обязательность заключения договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме для собственников помещений многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. При этом собственники помещений в этом многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом многоквартирном доме, выступали в качестве одной стороны заключаемого договора.ирном доме, выступали в качестве одной стороны заключаемого договора.
Введенная с 06.07.2015 года в действие Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" новая редакция указанной статьи отменила необходимость заключения каких-либо соглашений между региональным оператором и собственниками помещений многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Вместе с тем положения указанной статьи раскрывают права и обязанности, как регионального оператора, так и собственников помещений, в том числе обязательность ежемесячного своевременного и полного внесения последними взносов на капитальный ремонт.льного оператора взносы на капитальный ремонт.
При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (статья 158 Жилищного кодекса Российской Федераии).
В соответствии с частью 5.1 статья 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 3 Закона Республики Мордовия от 8 августа 2013 г. № 52-З «О регулировании отношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Мордовия» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включенных в региональную программу при ее актуализации, возникает по истечении трех лет с даты включения данных многоквартирных домов в региональную программу. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 3 Закона Республики Мордовия № 52-З от 8 августа 2013 г. «О регулировании отношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Мордовия» минимальный размер взносов на капитальный ремонт устанавливается Правительством Республики Мордовия в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и дифференцируется в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом перечня работ по капитальному ремонту, установленного пунктом 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия № 581 от 20.12.2021 г. установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Мордовия, с одного квадратного метра на единицу общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, в месяц:
- на 2022 год – в размере 9,85 рублей;
- на 2023 год – в размере 10,24 рублей;
- на 2024 год – в размере 10,65 рублей.
Фонд является региональным оператором, обеспечивающим проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
Необходимость проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов неизбежно возникает даже в случаях своевременного и полноценного проведения текущего ремонта. Посредством текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома нельзя осуществить капитальный ремонт данного имущества.
Мероприятия по текущему ремонту общего имущества проводятся для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.
Капитальный ремонт общего имущества проводится для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления может быть установлено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации вносится плата за жилые помещения и коммунальные услуги.
Собственники помещений многоквартирного дома не правомочны принимать решения об исключении многоквартирного дома из региональной программы капитального ремонта. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В региональную программу включаются все многоквартирные дома, расположенные на территории субъекта Российской Федерации за исключением домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими. Потребность в капитальном ремонте возникает не разово, для поддержания жилищного фонда в нормальном состоянии требуются систематические работы по капитальному ремонту, поэтому даже в случае выполнения всех работ по капитальному ремонту, предусмотренных региональной программой, собственники не освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт.
Лица, не являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, не несут обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. Взносы за неприватизированные квартиры должны оплачивать муниципалитеты.
Согласно статье 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта принимается на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно статье 175 Жилищного кодекса Российской Федерации специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными Жилищным кодексом Российской Федерации. Денежные средства, внесенные на специальный счет, используются на цели, указанные в статье 174 Жилищного кодекса Российской Федерации.
2. Владельцем специального счета может быть:
1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома должен соответствовать требованиям Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 января 2019 г. № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор». Порядок направления подлинников протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор прописано в Приложение № 2 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 января 2019 г. № 44/пр. Копия протокола направляется региональному оператору.
В силу части 14.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность нового собственника помещения в многоквартирном доме исполнить неисполненное предыдущим собственником обязательство лишь по оплате взносов на капитальный ремонт. Обязанности по исполнению неисполненного предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме обязательства по оплате пени за неполную и/или несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт указанная статья не содержит.
В соответствии с частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Статьей 10 Закона Республики Мордовия от 8 августа 2013 г. № 52-З «О регулировании отношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Мордовия» установлен дополнительный перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту к перечню услуг и (или) работ, установленному пунктом 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Республики Мордовия, включает в себя:
1) разработку проектной документации;
2) оплату услуг по строительному контролю;
3) услуги и (или) работы по утеплению фасада;
4) установку автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа).
Нет, не откажут. В соответствии с пунктом 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, через три месяца с момента получения предложений не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении.
Для зачисления денежных средств необходимо написать заявление и предоставить в адрес Фонда копии чеков, подтверждающих оплату взносов.